Ноя 032012
 

  Краткий рассказ о путешествии по Алтаю из четырех частей:

1. Внешнее описание — как это выглядит на поверхности.
2. Взгляд изнутри — что происходит по сути.
3. Проводник.
4. Сухой остаток — т.е. результат.

Итак, внешне поездка на Алтай выглядела так:

Хотя путешествие по Алтаю заняло время с 14.09.2012 г. по 29.09.2012 г., готовиться пришлось с начала апреля.
Причины разные:
Первая – это выбор туристического агентства. Оно должно быть надежным, профессиональным, доступным по территории и по бюджету. Так как с подобной задачей я столкнулся впервые, мне пришлось провести мониторинг в интернете, переговоры с теми, кто уже бывал на Алтае, и очное знакомство с агентством в Москве.
Вторая причина – оформление пропусков в приграничную зону. По существующим правилам заявку необходимо подавать за 60 дней до прибытия в зону пограничного контроля.
Третья причина – экипировка. Наша группа изначально была ориентирована на пеший маршрут, хотя была возможность добраться до горы Белуха (конечной цели путешествия) на лошадях. К пешему передвижению совсем другие требования. Это специальная обувь — для фиксации голеностопа и предварительно разношенная, палки для трекингов, правильно подогнанные рюкзаки, облегченные личные вещи и еда.
Еще – согласования на работе, прививки от клещей, уточнение состава группы и сроков заезда.

С первых дней именно мне пришлось быть координатором.

И вот в назначенный день в Новосибирске с разницей в пять минут приземляются два самолета: один из Киева, а другой из Москвы. Я, как ответственный за путешествие, встречаю вместе с водителем микроавтобуса своих друзей из Киева.

Нам предстоит проехать по Чуйскому тракту до Уймонской долины более 800 км.

Хотя все это происходит утром, Новосибирск забит машинами. Через два часа выбираемся из города.

Первая достопримечательность по пути – место гибели юмориста и губернатора Алтайского края М.С. Евдокимова,

потом деревня Сростки – родина В.М. Шукшина.

Дом, в котором жил Василий Макарович Шукшин в деревне Сростки.

Укачивало почти как при турбулентном полете и все заснули. На перевале в середине пути у нашего Мерседеса закипел мотор, стало смеркаться.
Приехали на место – турбазу «Уймонский ковчег» после полуночи. Таким образом, провели в пути более 20 часов — примерно 5 часов в самолете и 15 часов в не совсем комфортабельном микроавтобусе.

Нас покормили и поселили не в палатках во дворе турбазы, как запланировало турагентство, а в нормальных номерах полупустой турбазы, с душем и туалетом на этаже.

Утром – в путь!
Мы едем до места навьючивания лошадей, т.к. по плану мы должны идти налегке, с маленьким рюкзачком, а большой рюкзак, с тяжелым грузом должны везти сопровождающие нас лошади. При погрузке выяснилось, что вещей у нас больше чем рассчитывал туроператор, лошадей не хватает, надо дополнительно заказывать, доплачивать, ждать. Все нервничают, грубят друг другу. Координатор звонит в Москву, в Новосибирск. В результате сошлись на следующем: одну дополнительную лошадь дает агентство и одну мы доплачиваем. Получилось на нашу группу из шестерых человек вместо трех грузовых лошадей пять и одна под конюхом!

Все злые и недовольные друг другом сели в открытый кузов УАЗика и через мост двинулись на тропу, которая идет вверх по течению реки Кучерла к нашей заветной цели – горе Белуха.

Встали на тропу. Вошли в тайгу. Постоянный шум реки – как проходящий рядом поезд. Глубокие вздохи. Контакт с Природой. Чистота и Красота! Никто не разговаривает. Тропа каменистая, скользкая, вниз-вверх.

А в Москве говорили – будет степь.

И вот первый день подошел к концу. С непривычки тело напряглось, устало. Мокрые спины. На месте ночевки наши лошади уже нас ждали. И горел костер. А рядом была баня. Молодой алтаец истопник и хозяин таежной бани смотрел на нас и, видимо, с удовольствием подсчитывал свой «бакшишь».

Первый раз ставил палатку в тайге. Гудела река, чудились какие-то космические звуки. Через некоторое время, после ужина, всех обняла ночь.

Утром пошел дождь. После завтрака под навесом, мы одели плащи и вышли. Тропа стала более круто подниматься вверх. Теперь камни и мокрая земля перекатывались у нас под ногами, но природа становилась все краше. Хочется сказать – более девственная.

В середине дня глубоко в тайге встретили молодую одинокую женщину. Она растянула связки на ноге, и ей было тяжело идти с большим рюкзаком. Один из самых сильных членов нашей группы взял ее рюкзак и полдня шел с ним до места нашей следующей стоянки на берегу Кучерлинского озера.

Лошади с нашим грузом и костер опять нас уже ждал.

Прошел еще один день. Уже начались горы и перевалы. Красота становилась все живее, резче, хотя физически приходилось забираться выше и выше.

Наконец, после перевала Кара –Тюрек (высота 3060 м) открывается вид на Белуху!

Белая птица с распростертыми крыльями! Хочется обниматься и плакать от восторга!

Если бы верхом на лошади или вертолете тебя доставили сюда, было бы у тебя такое чувство? Видимо, высокое живое качество красоты необходимо выстрадать — физически или духовно.

Страшно уставшие, но какие-то одуревшие от счастья спускаемся к подножию горы, там, где от ледника берет свое начало другая река — Ак-Кем.

После этой ночи лошади уходят домой.

Мы делаем радиалку к Ак-Кемскому леднику. Встречаем альпинистов и маленькую часовенку в память погибшим, штурмовавшим высоты горы Белухи.

Через две ночи у подножия мы собираемся в дорогу, вниз по течению реки Ак-Кем, такой же холодной, быстрой, скользкой и шумной, как и Кучерла.

Камни на тропе стали крупнее, тропа более дикая, лошади по ней не ходят, так как ломают ноги и падают вместе с всадниками.
У нас на спине в больших рюкзаках гораздо больше груза – все перекочевало с лошадей.
Мы с мокрыми спинами, с заклеенными пластырями ногами, кое-кто на пределе своих сил.
Связи нет, густая тайга, страшно оступиться, пораниться или развяжется пупок — надеешься только на себя.

Это напрягает.

Под вечер доходим до поляны «У трех берез».

Впереди еще один день перехода. И перевал Кузуяк, высотой 1513 м. Но силы на исходе.
Местные алтайцы знают, что так происходит почти со всеми путешественниками.

…И приехал вечером ГАЗ 66, и набился в него полный кузов, и поехал он с нами по таежному бездорожью через перевал в деревню Тюнгур.
Доехали благополучно!
Все скандировали водителю – алтайцу: Валера! Спасибо! Валера! Спасибо!

Следующие несколько дней на Алтае были спокойными, почти размеренными, все понимали, что самое интересное уже позади. Общее чувство – дело сделано и быстрее домой.

Следующие два дня:
Покупали сувениры, посетили музей Н. К. Рериха,

который был в тех местах, и музей старообрядчества. В музей Солнца нам попасть не удалось, шел дождь, и не было водителя, чтобы нас подвести.

Один день сплавлялись по реке, это была бы разминочная прогулка, если не считать попадание нашего главного фотографа Николая в глубокую яму под корягой в реке Кокса, когда зацепился наш рафт. Спасибо нашему опытному инструктору!

После ночи, позавтракав, выехали в обратный путь. На этот раз прислали микроавтобус больше и новее. Он почти соответствовал заявленному 14 местному комфортабельному транспортному средству. Опять 15-ти часовой путь. Приехали в аэропорт Толмачево около часу ночи. Вылет самолетов задерживался и мы пошли искать места для отдыха.

…Утром из Новосибирска вылетели почти одновременно два самолета: один в Киев, а другой в Москву.
В них улетали уже другие люди, не те, которые прилетели 12 дней назад.

Фото Николая Цупрука.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательное поле)

(обязательное поле)